П.Н.Филонов вошел в русское искусство накануне первой мировой войны и сразу занял в нем особое место. С 1932 г., когда в последний раз в Русском музее демонстрировались его работы на выставке, посвященной 15-летию революции, творчество Филонова было надолго исключено их художественной жизни страны

Петербургская академия художеств

Отношение Филонова к Императорской Академии художеств было, мягко говоря, двойственным. Это было отношение "любовь-ненависть ”, дававшее ему одновременно и профессионализм, и полемический жар. В своих теоретических работах двадцатых годов Филонов порицал Академию дореволюционного и послереволюционного периодов, утверждая, между прочим, что в Академии студент превращается в профессионального поденщика: "Здесь же давалась стипендия за теченское рвение и соглашательство. Здесь он [студент] учился теченской болтовне. Здесь же ученики явочным порядком создавались как будущие педагоги

Филонов считал, что советская Академия художеств под руководством чиновников-рутинеров ничуть не лучше ее царской предшественницы, хотя вовсе не отрицал необходимости ее существования. Несмотря на такое сложное отношение, Филонов проучился в Академии два года (1908-1910); академическая выучка дала ему абсолютное владение мастерством рисунка, а учебно-педагогическая система оставила неизгладимое впечатление. Вот почему пребывание Филонова в стенах августейшего заведения заслуживает особого внимания. Надо помнить, что Академия художеств 1900-x годов заметно обновилась в результате учебно-педагогических реформ 1890-х годов . Оставаясь центром обучения для избранных, Академия перестала быть автономным автократическим заведением начала и середины XIX века. По воспоминаниям П. Д. Бучкина, коллеги Филонова по Академии: "Устои старой академической школы расшатывались. Этому способствовало и то, что в мое время в Академии уже не было строгой последовательной системы усвоения технических навыков, каждому ученику предоставлялась свобода самому овладевать изобразительной грамотностью.

Однако, лишившись ко времени поступления Филонова былого престижа, она превратилась в подлинный центр высшего художественного образования, давший России в начале 20 столетия таких совершенных рисовальщиков, как Михаил Врубель, Василии Шухаев, Александр Яковлев и, разумеется, сам Филонов . Компьютерная графика Целью практикума к выполнению лабораторных работ по компьютерной графике (КОМПАС) является практическое освоение студентами технологии разработки графических конструкторских документов, реализованной в среде универсальной графической системы КОМПАС. Система КОМПАС является не только прикладной системой автоматизации чертежно-графических работ, но и мощным средством моделирования сложных каркасных, полигональных (поверхностных) и объемных (твердотельных) конструкций.

Преподавателями Филонова были Г. Р. Залеман, В. Е. Савинский и Я. Ф. Ционглинский, воспитанные в лучших традициях классического рисунка, созданных знаменитым П. П. Чистяковым в конце XIX века. Педагогическая система Чистякова сочетала точность воспроизведения натуры со светотеневой выразительностью. Савинский и скульптор Залеман владели глубокими знаниями анатомии. Савинский проявлял также интерес к геометризированию анатомических форм, о чем свидетельствует его серия архитектонических голов с вычисленными силовыми линиями и сочленениями. Филонов широко пользовался их лекциями по строению тела, продолжая изучать анатомию по атласам и экспонатам Зоологического музея Академии наук. К сожалению, он уничтожил почти все ранние свои работы, тем не менее рисунки "Автопортрет” и “Юноши” (оба 1909-1910) показывают его “влечение внутренней структурой физической формы и ее органическим ростом. Рисунок Юноши”, где первый намек на “Мировый расцвет” ощущается в трепещущих складках одежды, до странности напоминает академический набросок Врубеля “Обручение Марии” (1882), не говоря уже о том, что Филонов заставляет расти вторую голов“ из плеча юноши справа. Естественно, когда Филонов выставил эти работы на выставке Союза молодежи” в 1911 году, критика не заставила себя ждать: словно после чудовищной человеческой катакомбы рука собрала на холст эти отрезанные головы у одних - каменные скулы, крепкие, неподвижные, у других широкое, вздувшееся лицо у третьих - круглые, застеклившиеся от безумного ужаса, глаза Каждый сустав прочувствован с такой анатомической точностью, которая заставляет невольно вспомнить о Врубеле.

Павел Филонов и русский модернизм История искусства Европы 17-18 веков Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция, Россия
Сейчас, возможно, в это трудно поверить, но даже в начале 80-х годов, не говоря уже о долгом периоде 30-70-годов, не только картины, но и имя художника Павла Николаевича Филонова на территории бывшего СССР было под официальным запретом. Публиковать репродукции его работ в печати, книгах и альбомах было негласно запрещено, так же, как и рассказывать о нем самом и его творчестве.