Никто из лидеров русского авангарда не подвергался при жизни такому ожесточенному преследованию, а после смерти глобальному замалчиванию. В истории русского и советского государства как бы не было такого художника, оставалась лишь Филоновская легенда, изустно передававшаяся его учениками.

Кубофутуризм

Если "членство” в “Союзе молодежи” было непременным условием для вступления в ряды русских кубофутуристов, у Филонова были все предпосылки для этого, и его можно считать первым сподвижником братьев Бурлюков, Хлебникова, Крученых Маяковского, Малевича и других. Филонов участвовал в выставках общества , возбуждая негодование публики своими картинами: ободрана кожа с красно-синих фигур, дан примитивный рисунок из анатомического атласа в стиле Дантова ада и прерафаэлитов. Все от ума, ничего от вдохновения.

Как член “Союза молодежи” Филонов был близок к группе “Ослиный хвост” Ларионова, вместе с “Союзом молодежи” участвовавшей в выставке “Ослиный хвост” в Москве в марте-апреле 1912 года.

В 1913 году Филонов вместе с Матюшиным, Крученых и Малевичем позирует фотографу на фоне перевернутого задника с изображением рояля. Филонов иллюстрирует "Изборник стихов” (1907-1914) Хлебникова, изданный в Петербурге в марте 1914 года годом спустя публикует собственную книгу поэзии “Пропевень о проросли мировой”. Кроме того, он делает рисунки для сборника футуристов “Рыкающий Парнас”, выпущенный Матюшиным в январе 1914 года с иллюстрациями братьев Бурлюков, Ивана Пуни и Ольги Розановой. Собрание поэзии и прозы начиналось знаменитым “Манифестом "Идите к черту””, направленным против более умеренных литераторов того времени и заканчивающимся следующим абзацем: “Сегодня мы выплевываем навязшее на наших зубах прошлое, заявляя: I) Все футуристы объединены только нашей группой.

Но, как рассказывает поэт Бенедикт Лившиц, один из авторов сборника, разъярили борцов с непристойностью не столько тема или тон манифеста, сколько иллюстрации Филонова: “Из-за рисунков Филонова, в которых цензура, относившаяся спокойнок голозадым женщинам Давида [Бурлюка], усмотрела порнографию, “Рыкающий Парнас ” был конфискован сразу по выходе в свет.

Если бы Филонов и не подписывал манифест, обвинения в порнографии, то есть "Пощечины общественному вкусу, было бы достаточно, чтобы обеспечить ему видное место в рядах кубофутуристов. Однако кажется невероятным, чтобы рисунки его были хоть сколько-нибудь непристойными; возможно, цензор перепутал их с более чем откровенной трактовкой Пуни сюжета “Сусанна и старцы”. Во всяком случае, сам Филонов не имел желания продолжать отношения с Бурлюками или Розановой, о чем он совершенно недвусмысленно пишет в письме Матюшину в 1914 году: "Бурлюков я отрицаю начисто, они относятся, в данный момент, не к новому искусству, а к эксплуатации нового искусства. Я же от этого дела далек и чужд. Ваша идея дать развернуться на выставке во всю величину хорошему работнику, если такие ловкачи, как Розанова, натащат Вам свою макулатуру, свои вещи параллельно сочинениям Пуришкевича о пользе неограниченной монархии для любителей темной воды.

Несмотря на резкость Филонова, надо помнить, что доброжелательные, импульсивные Бурлюки питали к нему глубокое уважение и приложили много стараний для распространения его идей. Давид Бурлюк, например, прочел лекцию о творчестве Филонова на петербургской выставке “Союза молодежи” в ноябре 1913 года , а его брат Николай составил тезисы доклада под названием: “П. Н. Филонов - завершитель психологического интимизма”:

Павел Филонов и русский модернизм История искусства Европы 17-18 веков Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция, Россия
Среди всемирно известных художников, начавших свою деятельность в первые десятилетия XX века, таких, как В.Кандинский, К.Малевич, В.Гатлин, пожалуй самую трудную жизнь прожил П.Филонов.