Никто из лидеров русского авангарда не подвергался при жизни такому ожесточенному преследованию, а после смерти глобальному замалчиванию. В истории русского и советского государства как бы не было такого художника, оставалась лишь Филоновская легенда, изустно передававшаяся его учениками.

Примитивизм

Изучая происхождение филоновской системы аналитического искусства, следует обратить особое внимание на его увлечение народным искусством и русским неопримитивизмом. Тема эта неисчерпаема, поскольку она охватывает и традиционные русские ремесла, резьбу по дереву, иконопись и лубок, а также древние петроглифы, скандинавские и русские языческие и христианские памятники.

В юности Филонов учился ремеслу, работал маляром, и его фундаментальная концепция искусства шла от физического ручного труда, требующего умения и упорства. Филонову нравились русские народные искусства, особенно иконопись, откуда он постоянно черпал свои мотивы и методы. По воспоминаниям его племянницы, Филонов сам писал иконы: он совершил паломничество в Иерусалим; видимо, побывал в монастыре св. Екатерины и под впечатлением виденного им образа великомученицы Екатерины нарисовал замечательную икону этой святой и подарил своей сестре старшей - Екатерине. Эту икону я видела - изумительно, прямо-таки старинная византийская - никаких ярких красок, в коричневых и зеленых тонах

Влияние иконописи ощутимо в ранних работах Филонова: скачущие кони в его картине “Без названия (Всадники)” (1913) - и сражающиеся всадники иконы “Битва суздальцев с новгородцами” (конец XV века); центральная фигура со скрещенными на груди руками в картине “Пир королей” - и традиционный образ Николая Чудотворца. Многоплановое построение полотен “Всадники” (1911) и “Без названия (1925-1927) заставляет вспомнить о сплошь заполненных фигурами древнерусских фресках (в московском Благовещенском соборе, например, которые постоянно переписывались и подновлялись). “Идолы”, населяющие многие картины Филонова из крестьянской жизни (“Крестьяне за обедом”, 1912), напоминают русскую деревянную скульптуру и сибирских каменных баб. Их застывшие черты, массивные руки и ноги, округлые формы часто повторяются в тяжеловесных фигурах на картинах Филонова, особенно в 1910-е годы -"Трое за столом” (1914-1915) и “Бегство в Египет” (1915), - и, разумеется, представляют главный мотив его иллюстраций к поэме Хлебникова “Деревянные идолы” (1914) -Филонов не был одинок в своем увлечении примитивными идолами - и Гончарова писала каменную бабу в “Натюрморте с ананасом” , и Матвеева-Мостова использовала восточные статуи для своей картины “Идолы” (1913)  .

Павел Филонов и русский модернизм История искусства Европы 17-18 веков Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция, Россия
Среди всемирно известных художников, начавших свою деятельность в первые десятилетия XX века, таких, как В.Кандинский, К.Малевич, В.Гатлин, пожалуй самую трудную жизнь прожил П.Филонов.