Литературные утопии небоскребы Эль Лисицкого Планетарий радиобашня В. Г. Шухова Центросоюз здание института Ленина генплан 1935 года сталинский ампир русские энтузиасты метро Строительство метро Отделка станций Барельефы архитектурное оформление станций

Ю фон Шлоссер - приемник Дворжака на кафедре, интерес к источникам, занятия музееведением и историографией. Из его школы вышли Гомбрих, Тонай, Курц, возглавлял в течении 20 лет Музей истории искусства. В большей степени чем другие занимался публикацией отдельных памятников и и прослеживанием частных проблем.

Кроме собственно клубов к числу культурно-развлекательных учреждений относится и планетарий, построенный М. О. Барщем и М. И. Синявским в 1927–1929 годах. Это высокое здание было изначально задумано как полемическое по отношению к стоящей рядом церкви Покрова в Кудрине (научное знание против «опиума для народа»). Церковь позже снесли, а храм науки остался стоять. Планетарий должен был стать частью целого образовательного комплекса, в который входили бы еще зоопарк, музей естественной истории и библиотека. Однако из запланированных построек возвели только планетарий. Купол планетария водружен на цилиндрический объем, разделенный на три яруса: в нижнем – гардероб и технические помещения, в среднем фойе, в третьем – зрительный зал на 1440 человек. Зал был перекрыт подвесной полусферой, на которую проецировалось звездное небо. Планетарий на Садово-Кудринской был тринадцатым по счету в мире. До того один планетарий был в Австрии, один в Италии и десять в Германии. Перед началом строительства архитектор Барщ путешествовал по среднеазиатским республикам, и в архитектуре здания прослеживается связь с мусульманскими культовыми постройками. Первому московскому планетарию В. В. Маяковский посвятил стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий»:

Кроме астрономических показов, после которых посетители оставляли в книге отзывов такие строки: «Сидя в Планетарии на сеансе, я вспоминаю, как трудящиеся, часто терпевшие поражение в борьбе с угнетателями, отступали, устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление», тут шли феерические шоу (в частности «Салют Победы» после войны) и работала реактивная секция Стратосферного комитета Осоавиахима. С 1937 по 1940 годы работал Звездный театр, составленный из актеров разных театров. Им были поставлены три пьесы: «Галилей», «Джордано Бруно», «Коперник». Несколько лет назад планетарий был перестроен – его подняли на шестиметровую платформу, чтобы увеличить объем на два этажа. Это сильно изменило его облик и авторскую концепцию.

Архитектурная история Москвы Генплан 1935 года Архитектурные проекты Москвы 20 годов

Теория трех зон: полярные зоны - породившие абстрактное и мистическое искусство, экваториальные - где фигуративное искусство, средиземноморское - где столкнулись две и получилось подражательное, грубо-материальное и поверхностное искусство.