столичный статус Москвы Кремль Студенческие городки новые архитектурные идеи Концепции Гарнье и Ле Корбюзье проекты развития города отделение РАХН журнал «Де Стиль» Абстрактная живопись конструктивизма в скульптуре трехмерного кубизма Космологический символизм

Джон Рёскин (1819 - 1900) - прозаик, поэт, историк и теоретик искусства, художник, лектор, критик, работы по естествознанию, социальный реформатор. "Современные живописцы" 1843, рассчитан на интеллектуалов. Как и "Семь святочей архитектуры". Затем хочет выйти навстечу широкой публике

Архитектура Москвы 1920-х годов

Кремлевское и Кузнецкое полукольца предназначались для постройки административных и общественных зданий; служащие расселялись в дополнительных кольцах и полукольцах между Кузнецким полукольцом и Бульварным кольцом, а также между Бульварным и Садовым кольцами – там возникали кооперативные строения различных ведомств. Эти полукольца были спланированы так, что потребовали лишь небольших спрямлений и пробивки тупиков в переулках старой Москвы.

Между Новым Бульварным и Парковым кольцами стали строить научные и вузовские городки. Студенческие городки возникли в Всехсвятском, Лефортове, Дорогомилове. Особенно важным был городок, построенный на месте снесенной ураганом Анненгофской рощи. Там разместились комплексы Электротехнического и Энергетического институтов (МЭИ), Института связи и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на другом берегу Яузы. 

Так или иначе, оба больших проекта перепланировки Москвы решали основные задачи – перенести из центра города на окраину промышленные объекты, организовать расселение больших масс людей и сохранить исторически сложившуюся систему города. Ни один из этих проектов не был официально утвержден, но в Генеральный план 1935 года, о котором речь пойдет в соответствующем разделе, частично вошла система дублеров кольцевых и радиальных магистралей (конечно, без упоминания имени репрессированного  Шестакова).

Города-сады

Были попытки заимствовать идеи и опыт западных архитекторов в области градостроительства. Города-сады, о которых мы упоминали в связи с планом «Новая Москва», появились неслучайно. Еще до революции широкий отклик в России нашли идеи английского архитектора Эбенезера Говарда (1850-1928) о городе-саде, представлявшем собой третью форму расселения, сочетающую в себе черты города и села: усадебную застройку и городскую инфраструктуру с промышленными предприятиями. Главная задача городов-садов – оттянуть на себя население пригородных зон крупнейших городов. Они проектировались на 32 тысячи жителей и могли создавать федерации (за образец была принята федерация из 7 городов-садов (250 тысяч). Первыми подобными городами в Англии стали Лечуорт (1904) и Уэлвин (1920). Однако предприятия не пожелали переселяться на новое место, и к 1928 году в Лечуорте насчитывалось всего лишь 14 тысяч человек.

Как же строили город-сад? В Технической энциклопедии 1927-1934 годов основными его элементами названы следующие:

«центральная площадь, окруженная главнейшими общественными зданиями;

большой центральный парк, заключенный в кольцо стеклянной галереи-хрустального дворца;

поясной парк (главное авеню), в к-ром располагаются культурно-просветительные учреждения и к к-рому примыкают торговые и общественные здания, имеющие районный характер;

окружная жел. дорога с 6 пассажирскими станциями и расположенными вдоль нее складами и промышленными предприятиями;

жилые кварталы, располагаемые двумя кольцами по обе стороны поясного парка; они разбиты на 5 500 участков, размером каждый ок. 240 м2; на участке может быть выстроен только один дом особняк в два этажа (коттедж); в Г.-с. строго соблюдается правило: на один дом – одна семья;

сельскохозяйственная, иначе парковая или защитная, зона охватывает город со всех сторон; она занимает территорию в пять раз большую самого Г.-с. и рассчитывается так, чтобы с нее можно было удовлетворить потребность Г.-с. в сел.-хоз. продуктах. Большое количество зелени, высокая степень благоустройства и забота об эстетике должны обеспечить Г.-с. чистоту, красоту и здоровье».

Архитектурные проекты Москвы 20 годов новые архитектурные идеи Искусство России XVIII века

Виттковер - один из организаторов лондонского университета Варбурга. Сначало Римской библиотеке опубликовал библиографию Микельанджело, преподавал в Лондонскоми колумбийском университетах.