столичный статус Москвы Кремль Студенческие городки новые архитектурные идеи Концепции Гарнье и Ле Корбюзье проекты развития города отделение РАХН журнал «Де Стиль» Абстрактная живопись конструктивизма в скульптуре трехмерного кубизма Космологический символизм

Я. А. Тугендхольд - один из наиболее проницательных критиков искусства, эссеист, ученый, "русский Мейер-Грефе", увлеченный, острый, яркий и в то же время последовательный критик и писатель об искусстве. Его работы были актуальны не только в начале века, но даже на сегодняшний день его отзывы о выставках, а также статьи, посвященные творчеству тех или иных художников, остаются одним из лучших источников художественно-критического анализа современных искусствоведов

АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ (1887–1964), художник, реформатор скульптуры. Родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 в семье профессора механики. В 1902 поступил в Киевское художественное училище, оставил его, не удовлетворенный системой преподавания. Уехав в Париж (1908), поселился в колонии художников «La Ruche» («Улей»), где познакомился с А.Модильяни и А.Годье-Бжеско; испытал большое влияние скульптуры Древнего мира (Египет, Ассирия и др.), а позднее готики.

Увлечение архаикой сказалось в его фигурах конца 1900-х – начала 1910-х годов (Сидящая мать, бронза, 1911, Городской музей, Дуйсбург, Германия). В 1910-е годы разрабатывал принципы трехмерного кубизма, основанного на геометрическом упрощении и динамических контрастах форм (Боксеры, терракота, 1913, Музей Пегги Гуггенхейм, Венеция). В итоге пришел к беспредметному искусству (композиции Медрано, 1910-е годы), экспериментируя с разными материалами (включая прозрачные – стекло и целлулоид). Переселившись в Ниццу (1914), сосредоточился на особого рода «скульпто-живописи», сочетая картинные фон и обрамление с крупным рельефом и полихромией. Одним из первых начал использовать экспрессивные возможности «нулевой», сквозной формы – таковой является пустота между поднятой рукой и волосами в Женщине, укладывающей волосы (бронза, 1915, Музей современного искусства Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк).

После выставочного тура по городам Европы Архипенко переехал в 1923 в США. Утверждая принципы кинетического искусства, в 1927 запатентовал механизм, создающий иллюзию движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом. Вдобавок к «архипентуре» (как он назвал эти иллюзии) в 1940-е годы создал серию «светомодуляторов» – полупрозрачных, освещаемых изнутри арт-объектов из плексигласа. Наряду с этим не раз в эти десятилетия обращался и к традиционной манере, в том числе к историческим портретам-олицетворениям (князя Владимира Святого, Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко); некоторые из портретов такого рода посылал на выставки на родину, часть установил в виде памятников-бюстов в Кливленде.

С 1920-х годов вел педагогическую деятельность, читал лекции. В последние годы плодотворно работал в области монументальной скульптуры и цветной литографии.

Архитектурные проекты Москвы 20 годов новые архитектурные идеи Искусство России XVIII века

Иконография возникла в нумизматике. Только в эпоху барокко она вышла за пределы нумизматики, когда монахи стали ее рассматривать как еще один источник для изучения церковной истории