В поэтике символизма Эскиз цветника Солдатская серия футуристические издания искусствоведческие работы контрастные сочетания красок Голубая роза Московский салон Ослиный хвост лирические пейзажи пролетарская  культура усадьба «Новый Кучук-Кой»

Венская школа - зародилась как реакция на эмпиризм и позитивизм предыдущего поколения. Область искусства - духовная область, малозависимая от материалистических воздействий, развитие идет имманентным образом по свойственным путям, не знает революций подъемов и спадов.

В 1911 году Фаворский показал на XVIII выставке Московского товарищества художников свои деревянные скульптуры "Шахматы", а в следующем году - гравюры на дереве. В этой технике Фаворского привлекала трудность исполнения (он использовал твердый как камень самшит) и необыкновенная эффектность готовых оттисков. Ксилография позволяет в малом показать монументальное. Даже в двух цветах - белом и черном - Фаворский увидел множество самых разных градаций - "белое массивное" и "белое воздушное", белый штрих яркой молнии и блестящей воды, блестящего оружия, кольчуг... Еще больше может сказать черный, о котором сам художник писал: "Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темно-красное знамя". В 1912 году Владимир Фаворский женился на художнице Марии Дервиз. Художниками стали и два их сына, Иван и Никита, и дочь Мария. Особенно высоко ценили талант Никиты, который был гравером, иллюстратором. В 1941 году ему исполнилось двадцать шесть лет, его брату Ивану - семнадцать. Они оба погибли на фронте.

Владимир Фаворский не только занимался творчеством, графикой, живописью, скульптурой, но и переводил с немецкого искусствоведческие работы, а в 1915-1917 годах служил артиллерийским разведчиком в Галиции. После того как царская армия развалилась, Владимир Фаворский вернулся в Москву, начал преподавать в качестве ассистента по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских.

Первой значительной работой Владимира Фаворского как иллюстратора было оформление книги Анатоля Франса "Аббат Куаньяр". Даже буквицы художник превратил здесь в лаконичные сценки, которые как бы раскрываются вовнутрь листа. В 1919-1920 годах Фаворский служил в Красной Армии, а в 1921-1929 - был профессором графического факультета Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), позже - Вхутеина, оформлял журнал "Печать и революция".

Для каждой из оформленных книг Владимир Фаворский находил свой, неповторимый образ. Например, издание "Озорных рассказов" Бальзака, вышедшее в свет в 1920 году, сопровождали иллюстрации, напоминающие по стилю старые европейские ксилографии - немного резкие, с насыщенным выразительным штрихом. А "Эгерия" П. Муратова, изданная в 1921 году, оформлена созвучно романтизму, изысканности XVIII века. Гравюры к ней, тонко прочерченные, нежные, словно наполнены серебристым свечением.

Владимир Фаворский считал, что первой его книгой, которую он делал сам, целиком, как вещь, был изданный в 1929 году "Домик в Коломне" А. Пушкина. Узловые моменты художник отразил здесь в занимающих целые страницы композиционных иллюстрациях, а на полях расположил довольно броские виньеточные гравюры, напоминающие пушкинские рисунки на краях рукописей. Очень продуманны и композиционно выстроены на сопоставлении статики и динамики иллюстрации к изданной в 1923 году книге "Фамари" А. Глобы.

Важнейшим этапом в творчестве Владимира Фаворского стало оформление в 1924 году библейской "Книги Руфь" в переводе А. Эфроса. Используя в этих гравюрах тончайший штрих, Фаворский наполнил пространство гравюр воздухом, свежестью, чувством первозданности. Символично воспринимается древо жизни, корни которого - глубоко в прошлом, а крона - в далеком будущем.

Авангардное искусство начала ХХ века Архитектурная история Москвы

Таузинг - первый настоящий искусствовед среди венцев, возглавлял Альбертину крупнейшее собрание рисунков. Большинство венских иск вышло из историков, поэтому занимаются источниковедением, палеографией, хронологией, топографией, большинство связано с музеями и коллекционерами.