столичный статус Москвы Кремль Студенческие городки новые архитектурные идеи Концепции Гарнье и Ле Корбюзье проекты развития города отделение РАХН журнал «Де Стиль» Абстрактная живопись конструктивизма в скульптуре трехмерного кубизма Космологический символизм

Архитектура - это сообщение в камне (здесь нетрудно заметить идеи Маля), поэтому с сугубо формальным анализом к ней подходить невозможно. Архитектуру можно прочитать с помощью иконографии, т.к. она тоже восходит к определенным образцам - к храму Гроба Господня, к базилике Калат-Семан, к собору св. Петра.

Франц Марк.

В 1911 он познакомился с кубистами, и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника (Пейзаж с деревьями, 1911 г.; Натюрморт с кувшином, 1911 г.). Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства (Серое дерево, 1912 г.). В 1912–1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков. П. Мондриан в 1912 г., живя в Париже, начинает геометризи-ровать изображения деревьев и фасадов соборов, подходя к системе, которую позже назовет «неопластицизмом» (так озаглавлена его брошюра 1920 г.). На художника, видимо, оказал большое впечатление математик и философ К. Шойенмакер, издавший ряд книг в середине 1910-х гг. В них он причудливым образом соединил неоплатонизм с современной «позитивной мистикой» чисел, ведущих к поискам «конструкции» в действительности. Опора на математику позволяла художнику выдвинуть теорию «мистерии отношений единичного и множественного», «закон прямого угла», «противопоставление вертикальных и горизонтальных линий, как мужских, так и женских» и т. п. Мондриан вырабатывает определенные правила, в которых обращает внимание на пропорции, ритм, размеры, равновесие в композиции, отношения основных цветов красных, синих и желтых с «нецветами» белыми, серыми и черными. Обычно его живописные композиции представляют системы прямоугольников, некоторые из которых окрашены в «цвета».

В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который Piet Mondrian. Tableau III.был при смерти. Панно №3 – абсолютно абстрактная работа (1913). Первой мировой войны провел на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дуйсбургом, основал с ним вместе Piet Mondrian. Composition No.9, Blue Façade / Compositie nr.9 Blue Façade.движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и художественный журнал того же названия. Композиция № 9, голубой фасад. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулезной передаче обобщенной красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами. В 1919 снова уехал в Париж. К этому времени он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников.

Piet Mondrian. Composition with Red, Yellow, Blue and Black / Compositie met rood, geel, blaw en swart.Piet Mondrian. Composition Chequerboard, Dark colors. / Compositie Dambord, donkere Kleuren.Piet Mondrian. Composition with Color Planes No.3 ./ Compositie met kleurvlakjes nr.3.Композиция из цветных панелей, 1917 г. В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Де Стиль» и группу с таким же названием. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра (темные тона, 1919 г.).


Архитектурные проекты Москвы 20 годов новые архитектурные идеи Искусство России XVIII века

Краутхаймер пришел к тому, что если изучить, как архитектура изображает прототипы, то можно понять, что стоит за их изображением, что люди думали. Он пришел к символизму архитектуры. Более того - к символике нумерологии, геометрии, строительной деятельности как таковой.