В поэтике символизма Эскиз цветника Солдатская серия футуристические издания искусствоведческие работы sublata.com контрастные сочетания красок Голубая роза Московский салон Ослиный хвост лирические пейзажи пролетарская  культура усадьба «Новый Кучук-Кой»

Вернер Хофман. "Земной рай". Даже живопись импрессионистов имеет иконографическое свойство, типологию сюжетов. И даже там, где вроде все спонтанно - есть схемы, правила, и нарушения этих схем - тоже правило.

Метрополитен

В процессе строительства метро, от очереди к очереди, «обогащалась» отделка станций: от естественного камня и керамической плитки до полированного цветного мрамора и гранита. Разумеется, и тут не обошлось без верного  указания вождя: «Товарищ Сталин тогда  нам сказал, что там, где это необходимо, нужно применять дорогие материалы» («Метро», стр. 53).  Расширяется набор изобразительных элементов декора: от мозаики до круглой скульптуры. Мы остановимся ниже на самых интересных проектах станций метрополитена, получивших широкое международное признание и являющихся нашим выдающимся культурным наследием.

Станция метро «Красные ворота» открылась в 1935 году.  Поражающее сочетание неоклассического подземного помещения  (автор – академик И. А. Фомин)  и конструктивистского наземного павильона (автор – Н. А. Ладовский). Подземный зал лежит на глубине 43 м и облицован гранитом красноватых тонов, усиливающим впечатление глубины (высоты) станции, а наземный павильон, сложенный  порталом из четырех полос, сужающихся в глубину наподобие рупора, имеет светлый окрас, что в целом  уменьшает здание и растворяет  его в окружающем пространстве. Нельзя не обратить внимания на богатую кессонировку потолка подземного вестибюля и вызывающую простоту арочного портала наземного павильона, напоминающего тоннели метро.

Станция метро «Кропоткинская»  также открылась в 1935 году. Первоначально она называлась «Дворец Советов» и была  рассчитана именно на обслуживание  «посетителей» Дворца Советов. Поэтому среди всех станций первой очереди эта станция  имела самые большие ширину платформ и  высоту залов. Автор станции, А. Н. Душкин, обратился к анналам египетской подземной архитектуры и использовал  систему  грибовидных опор, не расчленяющих  свод потолка. Это оказалось возможным благодаря мелкой посадке станции, проложенной под Волхонкой от Музея изящных искусств до начала Гоголевского бульвара. Два ряда  десятигранных, слегка расширяющихся кверху колонн поддерживают потолок подземного зала.   Стройные колонны, имеющие египетские пропорции, распускают из своих расширяющихся кверху стволов пятилепестковые граненые  раструбы. Последние  изящно вписаны в  абрис пятиконечных звезд.   Внутри опор автор вмонтировал  скрытые источники света, которые из распушек колон  освещают  раструбные  грани и невысокий рельеф потолка.  Удачно завершает архитектуру станции наземный вестибюль, состоящий из двух парковых павильонов, соединенных  легкой аркой. Автор –  С. М. Кравец, главный архитектор «Метропроекта», удачным приемом (постройкой двух павильонов) разделил потоки входящих и выходящих пассажиров, а сооружением прозрачной арки органично завершил аллею Гоголевского бульвара.  

Авангардное искусство начала ХХ века Архитектурная история Москвы

Главная черта всей зедльмайровской методологии - резкое, показательное и порой насильственное расширение семантики искусства и истории искусства. Причины такого подхода во взгляде на природу искусства как систему символов и симптомов, отсылающих в "иные сферы".