В поэтике символизма Эскиз цветника Солдатская серия футуристические издания искусствоведческие работы контрастные сочетания красок Голубая роза Московский салон Ослиный хвост лирические пейзажи пролетарская  культура усадьба «Новый Кучук-Кой»

Вернер Хофман. "Земной рай". Даже живопись импрессионистов имеет иконографическое свойство, типологию сюжетов. И даже там, где вроде все спонтанно - есть схемы, правила, и нарушения этих схем - тоже правило.

Метрополитен

В июне 1933 года вновь организованная контора «Метропроект» (предшественница нынешнего научно-изыскательного института «Метрогипротранс»)  руками своих работников  начинает делать  на ватмане наброски  уже  реальных линий и станций метро. Кроме этого, изменилось направление в выборе способа строительства: открытый и комбинированный  способы почти повсеместно заменяются закрытым способом.    Последний подходит для строительства станций глубокого заложения, которые могут быть использованы в качестве бомбоубежища. Это обстоятельство оказалось решающим  для окончательного выбора способа строительства метро. В это же время возникает известный параллелизм в проектно-планировочных работах, с одной стороны, строительства метро, а с другой стороны,   по реконструкции Москвы. Находясь в самом разгаре работы, Метрострой не мог ждать, когда архитекторы окончательно установят  перспективные направления  улиц и площадей, и волевым порядком осуществляли трассировку магистралей. Получается, что зачастую не генплан  определял будущую планировку Москвы, а именно  метрополитен.     

Весной 1934 года  был оъявлен всесоюзный конкурс  на архитектурное оформление станций первой очереди метро. Из поступивших (свыше трех десятков) проектов были выбраны только четыре, а на оформление остальных девяти станций первой очереди метро были сделаны заказы  напрямую выбранным архитекторам.

15 мая 1935 года  была пущена первая очередь метро, а 10 июля того же года было опубликовано постановление о генеральном плане реконструкции Москвы,  одной из целей которого было названо строительство «лучшего метро в мире». Согласно схеме московского метрополитена  его первые линии   должны были пройти под центральными участками  двух сквозных магистралей-диаметров, а вдоль (вернее, под) Садового кольца предполагалось провести  соединительную кольцевую линию. В центре  пересечения радиальных линий планировался  центральный пересадочный узел. Вся работа по строительству метро  делилась на четыре периода (четыре очереди метро), и только Великая Отечественная война  помешала завершению строительства в срок, намеченный генпланом 1935 года. Кроме временной корректировки генплана следует указать и на содержательную, когда по ряду причин изменялась очередность пуска станций и принимались решения об отмене строительства некоторых запланированных станций.  Итак, первая очередь метро была пущена в 1935 году. Она включала  Сокольническую линию (от «Сокольников» до «Крымской площади», ныне «Парка  культуры») и ветку от «Охотного ряда» до «Смоленской площади» (ныне «Смоленской»). Вторая очередь метро была пущена в 1938 году. Она включала Горьковскую линию (от  «Площади Свердлова» до «Сокола»), перегон от «Смоленской» до «Киевской» (с метромостом), станции «Площадь революции» и «Курская». Третья очередь метро, строившаяся с перерывом с 1938 года по 1944 год, включала Арбатско-Покровскую линию от «Курской» до «Партизанской» и Горьковскую линию  от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина». И, наконец, четвертая очередь, пущенная  в 1954 году,  включала кольцевую линию  и дублера Арбатской линии от «Арбатской» до «Киевской»

Авангардное искусство начала ХХ века Архитектурная история Москвы

Главная черта всей зедльмайровской методологии - резкое, показательное и порой насильственное расширение семантики искусства и истории искусства. Причины такого подхода во взгляде на природу искусства как систему символов и симптомов, отсылающих в "иные сферы".