Архитектурная история Москвы Генплан 1935 года

Традициями эпохи Возрождения
Карта Западной Европы
Лоренцо Бернини
Микеланджело да Караваджо
Призвание апостола Матфея
Обращение Савла
Положение во гроб
Успении Богоматери
Эль Греко

Погребение графа Оргаса

Портрет аристократа
Апостолы Пётр и Павел
Сошествии Святого Духа
Вид Толедо
Диего Веласкес
Менины
Пряхи
Венера перед зеркалом
Сдача Бреды
Аристократические портреты
«Завтрак» и серия «Шуты и карлики
Хусепе Рибера

Исаак, благословляющий Иакова

Хромоножка
Святая Инесса
Нищие философы
Мученичество Святого Варфоломея
Питер Пауэл Рубенс

Жимолостная беседка

Кермесса
Серии картин «Жизнь Марии Медичи»
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Елена Фоурмен и «Шубка»
Возчики камней
Автопортрет
Портрет Изабеллы Брандт
Большое количество заказов
Охота на гиппопотамов и крокодилов
«Похищение дочерей Левкиппа» и «Битва греков с амазонками»
Водружение креста
Рембрандт Ван Рейн

«Анатомия доктора Тулпа»

«Возвращение блудного сына»
«Еврейская невеста»
«Автопортрет»
«Старик в красном» и «Портрет Титуса»
«Портрет Хендрикьё Стоффелс»
«Заговор Юлия Цивилиса»
«Три дерева»
«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока»
«Даная»
«Автопортрет с Саскией на коленях»
«Портрет Яна Сикса»
Никола Пуссен и живопись
Классицизма

«Царство Флоры»

«Пейзаж с Полифемом»
«Аркадские пастухи»
«Танкред и Эрминия»
Искусство Европы XVIII века
Художественная жизнь Европы
Архитектура XVIII столетия
Рококо
Малый Трианон
Церквь Святой Женевьевы
Эпоха неоклассицизма
Клод Никола Леду
Жан Батист Пигаль
Галантные празднества
Парижский Лувр
Фарфоровые изделия
Филиппе Ювара
Методы математической
статистики
Искусство России XVIII века
Архитектурные проекты
Москвы 20 годов
Архитектурная история Москвы
Советы для радиолюбителя
Авангардное искусство
Ядерные испытания на
архипелаге Новая Земля
Безопасность в
компьютерных сетях
Аппаратное обеспечение
компьютера
Установка системы
Microsoft Windows 2003
Вычисление производной
и пределов
Вычисление площадей в
декартовых координатах
Вычисление площадей фигур
при параметрическом задании
границы
Вычисление объема тела,
вычисление длин дуг
Векторная и линейная алгебра
Монтаж радиоэлементов
и микросхем

Мотив города, покрытого куполом, неоднократно повторяется у Брюсова (например, город Звездный в Антарктиде из рассказа «Республика Южного Креста»), мотив разрушения города более всего развит в романе «Семь земных соблазнов» (1911). Литературные утопии продолжали появляться и после революции. Среди самых известных – «Голубые города» А. Н. Толстого (1925), «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. В. Чаянова (1920). В повести А. Н. Толстого будущий социалистический город и его устройство видит в бреду красноармеец-архитектор Буженинов Другим едва ли осуществимым планом, созданным в Советском Союзе, был план горизонтальных небоскребов Эль Лисицкого. В литературе 20-х годов с энтузиазмом воспринималась идея подвижности, мобильности В соответствии с нравами эпохи утопические проекты рассматривались в первую очередь как политически вредные В 1926 году Моссовет объявил конкурс на проект дома-коммуны на 750-800 жильцов. Первую премию получил Г. Я. Вольфензон и его соавторы С. Я. Айзикович и Е. Волков, построившие в 1926-1927 годах дом-коммуну на улице Лестева. Предполагалось, что семья разрастется до 1000–3000 человек. Несколько особняком стоит собственный дом архитектора К. С. Мельникова, построенный им в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке

Для Лефовцев и всех сторонников новой эстетики строительство клубов было еще и потому важным делом, что они видели в клубе антитезу театру. В качестве компенсации пространственной упрощенности Мельников расчленил часть амфитеатра как бы на три ложи – так появилось и разделение, и общность. Для постройки этого гигантского сооружения был наполовину снесен Симонов монастырь – взорвали пять из шести его церквей Планетарий должен был стать частью целого образовательного комплекса, в который входили бы еще зоопарк, музей естественной истории и библиотека Такие приемы как нельзя лучше подходили для индустриальной архитектуры. Неслучайно первым памятником, возведенным в Москве после революции, стала радиобашня В. Г. Шухова – настоящая башня Третьего Интернационала Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице тоже строился вместе с В. Г. Шуховым (1926-1928 годы), однако здесь было найдено совершенно иное пространственное решение.

Центросоюз – единственная в России постройка Ле Корбюзье, мэтра мировой архитектуры ХХ века. Он победил в конкурсе 1928 года и получил заказ на проектирование здания. Здесь воплощены четыре из его «пяти принципов современной архитектуры»: свободный план, навесная стена, закрывающее конструктивный каркас, обнаженные здание, приподнятое над землей на стойках, используемая плоская кровля. Серым равелином возвышается здание института Ленина – мрачное «ящикоподобное» здание. Выстроено оно было для работы с документами архива Ленина. Редактирование изображений

До генплана 1935 года были известны два плана реконструкции Москвы (один был создан под руководством А. Щусева   в 1918–1923 годах, второй – под руководством С. Шестакова в 1921–1925 годах), которые в целом можно рассматривать  как   попытку ухода от давления радиально-кольцевой  планировки города путем создания районов-спутников и дорог-дублеров. Планировочные расчеты делали с учетом будущего роста Москвы в несколько раз  и с упором на улучшение жизни горожан:  комфортное  жилье, соединение с природой, создание удобной транспортной сети. Генплан 1935 года был осуществлен почти по всем своим основным пунктам и почти в намеченные сроки. Архитектурная история Москвы   разделилась на периоды до генплана 1935 года и  после него Нельзя обойти вниманием этический аспект отдельных положений генплана, касающихся  реконструкции  существующих городских кладбищ и религиозных святынь. Этот вопрос решается в контексе агрессивной атеистической политики, проводимой советской властью Развивающиеся производство и производственное строительство – вот непременное условие и  одно из главных направлений генплана.  Генеральный план реконструкции и развития Москвы основывался на произвольном расчете настоящего и будущего населения Москвы. По данным первой  переписи населения СССР (началась в 1926 году)  общее число граждан страны составляло 147 млн. человек. Архитектура в таком городе играет важную социально-распределительную роль. Именно архитектура определяет монументальность, фасадность, иерархичность и ликующую приподнятость Москвы как столицы социализма.

К 1953 году строительство Москвы согласно генплану реконструкции и внесенным в него изменениям было завершено. Завершение строительства  последней  крупной стройки (высоток) Москвы совпало со смертью вождя. Логично, что созданное в соответствии  с генеральным планом  1935 года  архитектурное пространство Москвы  получило  название «сталинского ампира», «сталинской Москвы», «сталинского стиля». При каких условиях сохранялась для нормального функционирования радиально-кольцевая планировка столицы?  В чем выражалась, как писали авторы генплана, «не ломка, а реконструкция, не создание совершенно новой  системы,  а решительное улучшение существующей сети»? В сентябре 1933 года АПУ  Моссовета  было реорганизовано в отдел планировки города, при котором  создаются  десять проектных и десять планировочных мастерских  по основным магистралям  и набережным города. Отходящий от нее Театральный проезд станет началом монументального проспекта Дворца Советов. Центральное полукольцо, протяженностью три с лишним километра, должно взять на себя значительную долю движущихся через центр  транспортных потоков, особенно  в дни празднеств, всенародных демонстраций и торжественных встреч. Следующий за ним Нарышкинский бульвар сохранит  свои зеленые насаждения и будет благоустроен, поэтому  два проезда будут, как и прежде, огибать полосу зеленых насаждений, однако невысокие дома  по обеим сторонам бульвара будут заменены  высокими зданиями. Новый стиль в Европе Ар Нуво как стиль Чарлз Ренни Макинтош

Все дома на Арбатской площади тоже будут снесены, а вместо маленького здания Художественного кинотеатра будет построено  крупное театральное здание Прямая обходная (вокзальная) магистраль (вернее – система обходных магистралей)  соединит между собой  центральные вокзалы столицы. Первая магистраль (протяженность около 5 км)  соединит Киевский вокзал с Белорусским и Савеловским вокзалами. Она пройдет  от Бородинского моста по Смоленской набережной, далее по прямой линии будет пробита через дворы и существующие застройки к Белорусскому вокзалу.  Здание консерватории, крылья которого будут срезаны, выйдет почти на линию улицы Застройка напротив слишком близко смыкается с площадью Свердлова и ее срезка явно не оправдана Все участки магистрали претерпят большую реконструкцию. Речь идет о магистрали «площадь Ногина – Проломная застава». Будут реконструированы  (с расширением) площади  Покровских ворот и Земляного вала. После короткой улицы Серафимовича  магистраль снова «взбирается» на мост – уже Малый Каменный через Водоотводной канал. В начале тридцатых годов   силы в  направлении речного строительства в Москве были брошены, в первую очередь, на строительство плотины на реке Истра для  питания московского водопровода Планировка и застройка берегов Москва-реки от Большого Устьинского моста до Краснолужского моста  имеет  очень важное значение,  так как здесь Москворецкая излучина  дополнена Водоотводным каналом, проведенным  по старице Москва-реки  параллельно ее излучине

У реки образуется новая  площадь – Дворца Советов,  на которой сооружается объем Дворца Советов. Именно  Дворец Советов станет новой  архитектурной доминантой Москвы. Что касается мостов через Водоотводной канал, их длина не превысит установленной ширины в 40 метров Сход выбирается в зависимости от назначения набережной (в Москве они были трех видов: городские, портовые, парковые), планировки берега и требованиями удобства  судоходного транспорта В результате реконструкции водной системы Москвы будут созданы  малое и большое водные кольца, вдоль которых расположатся парки и сады столицы. Идею строительства Дворца Советов выдвинул С. М. Киров в 1922 году. Перед главным входом раскинется самая большая  в Европе площадь, которая начнется у конца Александровского сада,  а закончится у главного фасада Дворца. Лично Сталину принадлежит и идея установки на крыше здания Дворца гигантской фигуры Ленина И вот, «по предложению товарища Сталина  Совет Министров Союза ССР принял решение о строительстве в Москве многоэтажных зданий. Это решение знаменует  новый исторический этап  в многолетней работе по реконструкции Москвы Первая высотка, которая была построена и  оформлена еще при жизни Сталина, это высотное здание МИД на Смоленской площади. Его высота 172 м вместе со шпилем В отличие от высотки на Ленинских горах  высотное здание на Комсомольской площади (гостиница «Ленинградская») является самым небольшим по высоте – всего 136 м

Если высотка на Садовой-Спасской планировалась административно-жилым зданием, то  другая высотка  на Садовом кольце (у  площади Восстания) – только жилым зданием Восьмая высотка   из серии запланированных  высотных зданий так и не была построена, хотя ее автор, Д. Н. Чечулин, был удостоен Сталинской премии первой степени за проект здания

Первые русские энтузиасты метро, инженеры В. Николаи и С. Розанов уже в 1900 году  сделали обобщающий анализ парижского метро. Другой отечественный метростроевец – инженер П.Балинский еще в конце ХIХ века  предложил проект петербургского метро, в 1902 году – московского. Весной 1934 года  был оъявлен всесоюзный конкурс  на архитектурное оформление станций первой очереди метро. Из поступивших (свыше трех десятков) проектов были выбраны только четыре, а на оформление остальных девяти станций первой очереди метро были сделаны заказы  напрямую выбранным архитекторам. Строительство метро, как и  сама архитектура почти 50 станций, построенных в 1930–1950-х годах,  принесла   большую славу  СССР. Две станции московского метро – «Библиотека  имени Ленина» и «Аэропорт» –   не имеют в перронных залах никаких колонн. Отделка станций: от естественного камня и керамической плитки до полированного цветного мрамора и гранита Барельефы оттеняются голубым цветом и производят впечатление вывешенных  знамен. Очень   мажорно и одновременно парадно решена тема триумфа советской армии в оформлении станции «Комсомольская» (архитекторы  А. Щусев, В. Кокорин, А. Заболотная, художник П. Кокорин).

Архитектура и скульптура Европы Декоративно-прикладное искусство Искусство России XVIII века