Архитектурная история Москвы Генплан 1935 года

Мотив города, покрытого куполом, неоднократно повторяется у Брюсова (например, город Звездный в Антарктиде из рассказа «Республика Южного Креста»), мотив разрушения города более всего развит в романе «Семь земных соблазнов» (1911). Литературные утопии продолжали появляться и после революции. Среди самых известных – «Голубые города» А. Н. Толстого (1925), «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. В. Чаянова (1920). В повести А. Н. Толстого будущий социалистический город и его устройство видит в бреду красноармеец-архитектор Буженинов Другим едва ли осуществимым планом, созданным в Советском Союзе, был план горизонтальных небоскребов Эль Лисицкого. В литературе 20-х годов с энтузиазмом воспринималась идея подвижности, мобильности В соответствии с нравами эпохи утопические проекты рассматривались в первую очередь как политически вредные В 1926 году Моссовет объявил конкурс на проект дома-коммуны на 750-800 жильцов. Первую премию получил Г. Я. Вольфензон и его соавторы С. Я. Айзикович и Е. Волков, построившие в 1926-1927 годах дом-коммуну на улице Лестева. Предполагалось, что семья разрастется до 1000–3000 человек. Несколько особняком стоит собственный дом архитектора К. С. Мельникова, построенный им в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке

Для Лефовцев и всех сторонников новой эстетики строительство клубов было еще и потому важным делом, что они видели в клубе антитезу театру. В качестве компенсации пространственной упрощенности Мельников расчленил часть амфитеатра как бы на три ложи – так появилось и разделение, и общность. Для постройки этого гигантского сооружения был наполовину снесен Симонов монастырь – взорвали пять из шести его церквей Планетарий должен был стать частью целого образовательного комплекса, в который входили бы еще зоопарк, музей естественной истории и библиотека Такие приемы как нельзя лучше подходили для индустриальной архитектуры. Неслучайно первым памятником, возведенным в Москве после революции, стала радиобашня В. Г. Шухова – настоящая башня Третьего Интернационала Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице тоже строился вместе с В. Г. Шуховым (1926-1928 годы), однако здесь было найдено совершенно иное пространственное решение.

Центросоюз – единственная в России постройка Ле Корбюзье, мэтра мировой архитектуры ХХ века. Он победил в конкурсе 1928 года и получил заказ на проектирование здания. Здесь воплощены четыре из его «пяти принципов современной архитектуры»: свободный план, навесная стена, закрывающее конструктивный каркас, обнаженные здание, приподнятое над землей на стойках, используемая плоская кровля. Серым равелином возвышается здание института Ленина – мрачное «ящикоподобное» здание. Выстроено оно было для работы с документами архива Ленина. Редактирование изображений

До генплана 1935 года были известны два плана реконструкции Москвы (один был создан под руководством А. Щусева   в 1918–1923 годах, второй – под руководством С. Шестакова в 1921–1925 годах), которые в целом можно рассматривать  как   попытку ухода от давления радиально-кольцевой  планировки города путем создания районов-спутников и дорог-дублеров. Планировочные расчеты делали с учетом будущего роста Москвы в несколько раз  и с упором на улучшение жизни горожан:  комфортное  жилье, соединение с природой, создание удобной транспортной сети. Генплан 1935 года был осуществлен почти по всем своим основным пунктам и почти в намеченные сроки. Архитектурная история Москвы   разделилась на периоды до генплана 1935 года и  после него Нельзя обойти вниманием этический аспект отдельных положений генплана, касающихся  реконструкции  существующих городских кладбищ и религиозных святынь. Этот вопрос решается в контексе агрессивной атеистической политики, проводимой советской властью Развивающиеся производство и производственное строительство – вот непременное условие и  одно из главных направлений генплана.  Генеральный план реконструкции и развития Москвы основывался на произвольном расчете настоящего и будущего населения Москвы. По данным первой  переписи населения СССР (началась в 1926 году)  общее число граждан страны составляло 147 млн. человек. Архитектура в таком городе играет важную социально-распределительную роль. Именно архитектура определяет монументальность, фасадность, иерархичность и ликующую приподнятость Москвы как столицы социализма.

К 1953 году строительство Москвы согласно генплану реконструкции и внесенным в него изменениям было завершено. Завершение строительства  последней  крупной стройки (высоток) Москвы совпало со смертью вождя. Логично, что созданное в соответствии  с генеральным планом  1935 года  архитектурное пространство Москвы  получило  название «сталинского ампира», «сталинской Москвы», «сталинского стиля». При каких условиях сохранялась для нормального функционирования радиально-кольцевая планировка столицы?  В чем выражалась, как писали авторы генплана, «не ломка, а реконструкция, не создание совершенно новой  системы,  а решительное улучшение существующей сети»? В сентябре 1933 года АПУ  Моссовета  было реорганизовано в отдел планировки города, при котором  создаются  десять проектных и десять планировочных мастерских  по основным магистралям  и набережным города. Отходящий от нее Театральный проезд станет началом монументального проспекта Дворца Советов. Центральное полукольцо, протяженностью три с лишним километра, должно взять на себя значительную долю движущихся через центр  транспортных потоков, особенно  в дни празднеств, всенародных демонстраций и торжественных встреч. Следующий за ним Нарышкинский бульвар сохранит  свои зеленые насаждения и будет благоустроен, поэтому  два проезда будут, как и прежде, огибать полосу зеленых насаждений, однако невысокие дома  по обеим сторонам бульвара будут заменены  высокими зданиями. Новый стиль в Европе Ар Нуво как стиль Чарлз Ренни Макинтош

Все дома на Арбатской площади тоже будут снесены, а вместо маленького здания Художественного кинотеатра будет построено  крупное театральное здание Прямая обходная (вокзальная) магистраль (вернее – система обходных магистралей)  соединит между собой  центральные вокзалы столицы. Первая магистраль (протяженность около 5 км)  соединит Киевский вокзал с Белорусским и Савеловским вокзалами. Она пройдет  от Бородинского моста по Смоленской набережной, далее по прямой линии будет пробита через дворы и существующие застройки к Белорусскому вокзалу.  Здание консерватории, крылья которого будут срезаны, выйдет почти на линию улицы Застройка напротив слишком близко смыкается с площадью Свердлова и ее срезка явно не оправдана Все участки магистрали претерпят большую реконструкцию. Речь идет о магистрали «площадь Ногина – Проломная застава». Будут реконструированы  (с расширением) площади  Покровских ворот и Земляного вала. После короткой улицы Серафимовича  магистраль снова «взбирается» на мост – уже Малый Каменный через Водоотводной канал. В начале тридцатых годов   силы в  направлении речного строительства в Москве были брошены, в первую очередь, на строительство плотины на реке Истра для  питания московского водопровода Планировка и застройка берегов Москва-реки от Большого Устьинского моста до Краснолужского моста  имеет  очень важное значение,  так как здесь Москворецкая излучина  дополнена Водоотводным каналом, проведенным  по старице Москва-реки  параллельно ее излучине

У реки образуется новая  площадь – Дворца Советов,  на которой сооружается объем Дворца Советов. Именно  Дворец Советов станет новой  архитектурной доминантой Москвы. Что касается мостов через Водоотводной канал, их длина не превысит установленной ширины в 40 метров Сход выбирается в зависимости от назначения набережной (в Москве они были трех видов: городские, портовые, парковые), планировки берега и требованиями удобства  судоходного транспорта В результате реконструкции водной системы Москвы будут созданы  малое и большое водные кольца, вдоль которых расположатся парки и сады столицы. Идею строительства Дворца Советов выдвинул С. М. Киров в 1922 году. Перед главным входом раскинется самая большая  в Европе площадь, которая начнется у конца Александровского сада,  а закончится у главного фасада Дворца. Лично Сталину принадлежит и идея установки на крыше здания Дворца гигантской фигуры Ленина И вот, «по предложению товарища Сталина  Совет Министров Союза ССР принял решение о строительстве в Москве многоэтажных зданий. Это решение знаменует  новый исторический этап  в многолетней работе по реконструкции Москвы Первая высотка, которая была построена и  оформлена еще при жизни Сталина, это высотное здание МИД на Смоленской площади. Его высота 172 м вместе со шпилем В отличие от высотки на Ленинских горах  высотное здание на Комсомольской площади (гостиница «Ленинградская») является самым небольшим по высоте – всего 136 м

Если высотка на Садовой-Спасской планировалась административно-жилым зданием, то  другая высотка  на Садовом кольце (у  площади Восстания) – только жилым зданием Восьмая высотка   из серии запланированных  высотных зданий так и не была построена, хотя ее автор, Д. Н. Чечулин, был удостоен Сталинской премии первой степени за проект здания

Первые русские энтузиасты метро, инженеры В. Николаи и С. Розанов уже в 1900 году  сделали обобщающий анализ парижского метро. Другой отечественный метростроевец – инженер П.Балинский еще в конце ХIХ века  предложил проект петербургского метро, в 1902 году – московского. Весной 1934 года  был оъявлен всесоюзный конкурс  на архитектурное оформление станций первой очереди метро. Из поступивших (свыше трех десятков) проектов были выбраны только четыре, а на оформление остальных девяти станций первой очереди метро были сделаны заказы  напрямую выбранным архитекторам. Строительство метро, как и  сама архитектура почти 50 станций, построенных в 1930–1950-х годах,  принесла   большую славу  СССР. Две станции московского метро – «Библиотека  имени Ленина» и «Аэропорт» –   не имеют в перронных залах никаких колонн. Отделка станций: от естественного камня и керамической плитки до полированного цветного мрамора и гранита Барельефы оттеняются голубым цветом и производят впечатление вывешенных  знамен. Очень   мажорно и одновременно парадно решена тема триумфа советской армии в оформлении станции «Комсомольская» (архитекторы  А. Щусев, В. Кокорин, А. Заболотная, художник П. Кокорин).

Вычисление объемов с помощью тройных интегралов Квантовая механика Физические основы механики
Архитектура и скульптура Европы Декоративно-прикладное искусство Искусство России XVIII века