При дворе соправителя римского императора Диоклетиана находился сын Констанция Хлора, правивший Галлией, и Британией: формально для почёта, фактически как заложник. После смерти Флавия Валерия Константина (наследника Констанция Хлора) отпустили к тяжело больному отцу.

Единственный пейзаж художника

Эль Греко. Вид Толедо. 1610—1614 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

 

Живая игра света и тьмы наполняет единственный пейзаж художника - изображение ночного Толедо. Город представлен в каком-то фантастическом, ослепительном освещении. Этот пейзаж говорит о высоком мастерстве колориста, об умении Эль Греко показать тонкие оттенки цвета (в данном случае серого и зелёного). «Вид Толедо создан в поздний период творчества мастера, когда его искусство все чаще окрашивалось в трагические тона. Пейзаж, изображенный художником, – конкретный вид испанского города, вырастающего из неприступной скалы, омываемой водами реки Тахо, с мрачными строениями дворца Алькасара, с пронзающей тревожное небо башней кафедрального собора – вид настолько конкретный, что современники узнавали свои дома. Однако этот конкретный город под грозовым небом, то появляющийся, освещенный вспышками желто-белого света, то проваливающийся в серо-голубую полутьму, то вновь возникающий в ослепительной чистоте зелени, под кистью Эль-Греко преображается в некое видение образа мира вообще, такого, каким его воспринимала мятежная, находящаяся в постоянном творческом напряжении фантазия мастера». Так писала искусствовед в общедоступном издании.

Город на горе. Внизу меж крутых берегов река с малюсенькими фигурками купающихся людей. Отчасти голые, отчасти зеленые склоны. Начинающийся внизу город, ползет извилистой полосой гражданских домов вверх и чем ближе к вершине, все более расширяясь, разрастаясь и стремясь в высоту. На самой вершине – узкий остроконечный собор и высоким прямоугольником дворец. Заметим, что церковные здания очень редки и кроме помпезного собора, может быть еще 1 – 2 здания. Треть картины занимает небо. Облака стараются забить, подавить солнце. Местами свету удается прорваться; тогда на небе образуются бело-голубые массы (справа) или светло-коричневые водопады света (слева), обрушивающиеся вниз, на темноту. Темные массы облаков стремятся подавить свет, но не в силах затмить все небо, концентрируются чернотой у самых высоких зданий – дворца и собора. И не могут этого сделать: слишком высоко поднялись они над землей.

Солнце разума природы, тайн ее строения, законов состояния и движения… Стремление философов, ученых, художников в медленном продвижении вверх, к познанию их, выразившихся в разрастающемся строительстве города. Главная надежда и уверенность Эль Греко на светские достижения, не признающих никаких ограничений святых отцов, хотя религиозные деятели тоже принимают в этом некоторое участие. Светлые участки неба освещают землю, и земля отвечает белыми стенами зданий или зеленью растительности. Но свет не может проникнуть в теснину, провалы человеческой корысти, жадности, скудоумия, подлости. Маленькие люди из темной реки могут подняться по светлой полосе городских зданий и продолжить духовное строительство человека или, пробравшись черными земными ущельями к горизонту, подкрепить силы тьмы: гнусную клевету и коварство, тайные суды инквизиции, пытки и сожжения людей разума, укрепить силы невежества, страха.

 

Основание нового Рима знаменовало новый этап в истории человечества. Угасал старый, языческий Рим, где происходил упадок экономики и политической жизни. Жестокий кризис не мог не поколебать традиционную систему взглядов и представлений, принадлежавших людям уходящей эпохи.

История искусства Европы 17 века Искусство Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции Парижский Лувр носит имя средневекового замка