Однако приверженцы нового учения о воплощении Христа не могли отказаться от изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. И тогда христианство обратилось к надгробному портрету, который существовал в то время и в скульптурной, и в живописной форме. Много таких живописных портретов было обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, за что они и получили название фаюмских

Церковь Иль-Джезу

Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта. Церковь Иль-Джезу. 1575 г. Рим.

 

Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Джакомо делла Порта (около 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики ((от греч. «базилике» — «царский дом») - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри столбами или колоннами на продольные части - нефы).Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Мониторинг производительности
компьютера Ретушь фотографий

Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами((от лат. pila — «столб»), - плоский вертикальный выступ стены в виде четырехгранного столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель)), многочисленными скульптурными украшениями.

Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом - через преодоление страстей и пороков.

Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта, Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером((от лат. ordo — «ряд», «порядок.) - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление). Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями - волютами (итал. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный и выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).

Христиане уничтожали такие статуи, называя их идолами, поскольку считали, что Бога нельзя представить человекоподобным. Он находился на небе, незримо пребывая повсюду: Христос обещал своим ученикам, что, если двое или трое соберутся во имя Его, Он будет среди них. Изображение Бога должно было только напоминать об оригинале, но не замещать Его.

Архитектура и скульптура Европы Декоративно-прикладное искусство Искусство России XVIII века